В Норильске средняя годовая скорость ветра довольно высока и составляет около 6 м/сек, при этом зима является самым ветреным сезоном года. В условиях сильного ветра, снегопад в Норильске и его окрестностях превращается в настоящую стихию, способную парализовать работу транспорта и предприятий. Нередко из-за метели прекращается движение автотранспорта на автодороге Норильск–Кайеркан–Алыкель. Всё это наносит существенный экономический ущерб, создаёт массу проблем для местных жителей. Разумеется, администрация города Норильска крайне заинтересована в решении указанных проблем. Ещё 21 января 1937 года в Норильске была основана опытная станция снегоборьбы.
Различные способы решения проблем снежных заносов хорошо известны современной отечественной и зарубежной науке, ведь проблема снежных заносов на дорогах характерна для большинства стран, имеющих инфраструктуру в горных районах или в высоких широтах. Сталкивается с этой проблемой США, Канада, Швеция, Норвегия, и даже Япония, где защитные сооружения устанавливают на всех опасных участках горных дорог острова Хоккайдо.
Российские учёные одними из первых в мире начали заниматься подобными вопросами, поскольку сразу же после появления первых железных дорог возникла необходимость их защиты на участках, подверженным снежным заносам. Их опыт нашёл отражение в первых «Технических условиях проектирования железных дорог», изданных в далеком 1899 г.
В последние десятилетия десятки различных защитных сооружений, включая снегозащитные галереи, были построены в России на железных и автомобильных дорогах.
В городе Норильске, расположенном в арктической зоне, для защиты железнодорожных путей от снежных заносов, специальные щитовые заграждения стали применяться в середине прошлого века. Их применение позволило сэкономить десятки миллионов рублей.
Однако ориентированы защитные сооружения были, преимущественно, на снегоуправление в районе размещения железнодорожной линии.
В 1975 году от Алыкеля до Норильска протянулось 45 километров асфальтированного шоссе, далее связывая с Норильском и город Дудинку. Эта трасса, протяжённостью 100 км является, пожалуй, одной из самых необычных в мире. Проложенная по многолетней мерзлоте, она требует для своего поддержания огромного количества сил, применения специальной техники. Изменение агрегатного состояния воды в грунтах приводит к тому, что дорожное полотно то вспучивается, то проваливается.
Кроме того, всю зиму на трассе не прекращается борьба со снегом, которая с декабря до апреля становится особенно «жаркой». Южные и юго-восточные штормовые ветра за минуты заносят дорожное полотно толстым слоем, формируют перемёты, непреодолимые для обычных автотранспортных средств.
Бывает, что в зимнюю непогоду трассу приходится закрывать на несколько часов, а в особенно сложных случаях — и дней. В результате люди не могут попасть на работу, домой, опаздывают в аэропорт, а те, кого непогода застала на дороге — подвергаются вполне реальной угрозе для жизни и здоровья.
Снизить остроту этой проблем крайне важно, и задача может быть решена путём создания полноценной сети снегозащитных конструкций, установленных на тщательно выверенных участках вдоль автомобильной дороги.
Но, к сожалению, полностью повторяя те решения, которые применялись здесь в середине прошлого века, добиться высокой эффективности не удастся.
Дело в том, что климат в арктической зоне за последние 50 лет значительно изменился. Это очень хорошо заметно, например, при наблюдении температурного режима. Народное хозяйство уже сталкивается с новыми реалиями функционирования в высоких широтах предприятий добывающей промышленности, изменяются условиях судоходства по северному морскому пути. К слову, необычно тёплая зима и весна 2020 года сказались и на речном судоходстве, навигация на севере Красноярского края началась в рекордно ранние сроки — третьей декаде мая, на Эвенкийских реках ледоход начался на две недели раньше обычного.
Изменился в высоких широтах и ветровой режим, отмечается возрастание скорости ветра над Арктикой в последние десятки лет. По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с 1977 г. на полуострове Таймыр средние значения скорости ветра растут. По всей видимости, наблюдаемые явления сопряжены с изменением траекторий перемещения циклонов умеренных широт, с общей перестройкой циркуляции атмосферы.
По мнению экспертного сообщества, в арктической зоне, севернее 75 параллели, средняя скорость ветра может увеличиваться и далее, на фоне глобального потепления.
В связи с тем, что роза ветров, как и сила ветра, претерпела в районе города Норильска значительные изменения, снегозащитные устройства, которые начали устанавливать еще в 1940-х годах прошлого века, не так хорошо справляются со своей задачей, что вполне понятно — места их установки и технические характеристики были рассчитаны на другие условия.
Работать над поставленной задачей будут сотрудники пяти институтов Сибирского федерального университета (ИЭиГ, ИСИ, ИНиГ, ИГДГиГ, ИИФиРЭ).
Руслан Шарафутдинов канд. геогр. наук, доцент кафедры экологии и природопользования ИЭиГ СФУ. 07.09.2020 г.