Экологическая повестка в нашем регионе стоит остро, поэтому неудивительно, что ей было отведено значительное место в пресс-конференции губернатора Красноярского края Александра Усса по итогам уходящего года. Главой региона сформулированы задачи, решение которых является необходимым условием для развития города и региона в целом. Поскольку некоторые вопросы напрямую касались экологической повестки, крайне важной для жителей нашего края, а в особенности — города Красноярска, трудно удержаться и не прокомментировать отдельные моменты.
Относительно строительства метрополитена в городе Красноярске, я полностью согласен с тем, что он необходим нашему стабильно растущему городу. Честно говоря, появление метрополитена в нашем городе — моя мечта, несмотря на то, что существуют мнения, согласно которым его строительство не эффективно. Конечно, из Москвы, в которой ежегодно запускают не менее 10 станций метро, легко смотреть на наши проблемы через призму финансовой эффективности.
По моему мнению, строительство Красноярского метрополитена позволит решить ряд проблем, связанных с транспортным развитием города, а также будет способствовать снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха. Не правильно откладывать решение о строительстве метрополитена ещё на 15 лет, и вернуться к нему лишь тогда, когда «транспортный коллапс» и «город Красноярск» станут синонимами.
Можно достаточно точно спрогнозировать, что введение уже первой очереди в эксплуатацию позволит сократить на 18–20 % количество транспорта общего пользования, в первую очередь — наиболее изношенного. Это, в свою очередь, позволит добиться значительного увеличения пропускной способности дорог города. Благоприятными эффектами станут: снижение количества пробок на дорогах; увеличение средней скорости движения автотранспорта; снижение частоты случаев работы двигателей внутреннего сгорания в неблагоприятных режимах; сокращение времени нахождения автотранспорта в пути; сокращение времени в пути бригад скорой медицинской помощи.
Строительство метрополитена позволит обеспечить жителям города достойную альтернативу личному автотранспорту. Согласно результатам социологического опроса, 23 % горожан, являющихся автолюбителями, готовы отказаться от личного авто и пересесть на комфортный общественный транспорт.
Следует заметить, что указанный положительный эффект, выражающийся в снижении выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, является лишь составной частью экологического эффекта. Полный экологический эффект строительства метрополитена может быть оценён как разность между положительным эффектом, который выражается в снижении затрат всей эколого-экономической системы города в целом в результате ликвидации негативного экологического воздействия, и отрицательным экологическим эффектом, который выражается в увеличении затрат всей эколого-экономической системы в целом на ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду. Положительный эффект — это сокращение расходов на здравоохранение, увеличение эффективности труда за счёт снижения заболеваемости в результате снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, сокращение смертности в ДТП экономически активного населения и пр.
Как можно понять, не все из указанных эффектов корректно исчислять только лишь с позиции финансовой эффективности.
Мне часто приходится слышать, что раньше в городе Красноярске экологическая обстановка была значительно лучше. К сожалению, эта позиция не выдерживает никакой критики. Можно привести фрагмент из письма Виктора Петровича Астафьева, написанного в 1987 году: «В Красноярске творится преступление, ставшее для всех привычным, — это когда на рассвете, часов в пять, химические и прочие предприятия, содержащие вредные газы и примеси, «незаметно» выпускают их наружу. Не знаю, как в крайисполкоме и окрестностях, но в Академгородке, когда дует «низовка», газы эти и запах смесей химического свойства ощутимо слышны. Что же делается в тех домах и районах, которые расположены возле этих предприятий?!».
Весьма интригующими с позиции ретроспективного анализа экологической ситуации являются документы, находящиеся на хранении в государственном архиве Красноярского края. Например, датированная 30 сентября 1954 года записка «Об отказе в согласовании государственной санитарной инспекцией РСФСР территории, отведённой в Кировском районе г. Красноярска, для строительства ТЭЦ из-за нарушения экологической ситуации (докладная записка Красноярского крайкома КПСС в Совет Министров РСФСР, Ф.П-26. Оп.26. Д.1. Л.140, 141).
Не менее интересен отчёт от 9 января 1978 года, в котором признается факт нехватки финансовых средств на проведение необходимых экологических мероприятий: «Об отсутствии финансирования работ по снижению загрязнения окружающей среды в г. Красноярске (из отчёта о работе группы химической промышленности ТЭС Красноярского крайкома КПСС, Ф.П-26. Оп.9. Д.441. Л.55).
Нетрудно догадаться, что копившиеся десятки лет экологические проблемы, не решённые в период СССР, достались нам. Ну а к ним, без сомнения, добавились новые проблемы, связанные с формированием общественно-экономической формации.
Тем не менее, ошибки прошлого не должны копироваться в настоящем. Стандарты качества жизни за прошедшие 30 лет сильно изменились, мы живём в совершенно другой стране, заводы, раньше дымившие на благо народа, находятся преимущественно в частной собственности. Само собой, возникает и соответствующий запрос общества на современную, безопасную городскую среду. Не стоит на месте и процесс совершенствования технологий, который позволяет значительно сократить количество загрязняющих веществ в выбросах предприятий или автотранспорта. Таким образом, несмотря на то, что городу Красноярску досталось тяжёлое «промышленное» наследие, ситуация должна и будет исправляться. На это, без сомнения, требуются большие ресурсы, которые крайне трудно найти без помощи федерации. К сожалению, далеко не все источники выбросов можно просто взять и ликвидировать в приказном порядке. Взять хотя бы личный автомобильный транспорт, который вносит значительный вклад в загрязнение воздуха, или угольное и дровяное отопление частного сектора, небольших частных предприятий. Естественно, решение подобных проблем лежит, опять же, в финансовой плоскости, и на 20-летних автомобилях люди ездят не из особой любви к классическому автотранспорту. Поэтому для решения самых важных экологических проблем необходима целенаправленная длительная работа, привлечение новых технических решений, понимание и поддержка населения, особенно самой его активной и сознательной части. Нужно больше смелых идей, в том числе от рядовых работников предприятий.
Можно сказать совершенно точно, что в настоящее время все участники процесса хорошо понимают, что решать экологические проблемы города Красноярска нужно любыми силами и средствами. А вот в путях достижения общей цели иногда возникают достаточно серьёзные разногласия.
Руслан Шарафутдинов канд. геогр. наук, доцент кафедры экологии и природопользования ИЭиГ СФУ.
Источник фото: www.kraskompas.ru